Миссия на островах

18 мая 2018 года в доме Правительства Сахалинской области состоялось открытие IX Региональной научно-практической конференции «Сахалинские Кирилло-Мефодиевские чтения: к 25-летию Южно-Сахалинской и Курильской епархии».

На пленарном заседании выступил игумен Серафим (Скипин) с докладом «Миссия на островах. 25 лет».

На основе Пленарного доклада была создана статья, вошедшая в сборник: Сахалинские Кирилло-Мефодиевские чтения : материалы науч.-практ. конф.

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,
радость сотворивый учеником,
обетованием Святаго Духа,
извещенным им бывшим благословением,
яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира
(тропарь Вознесения Господня).

МИССИЯ НА ОСТРОВАХ.

Игумен СЕРАФИМ (Скипин),
Настоятель Свято-Покровского града Корсакова мужского монастыря.

Ваше Высокопреосвященство,
уважаемые гости и участники
региональной научно-практической конференции Сахалинские Кирилло-Мефодиевские чтения, приуроченной к 25-летию Южно-Сахалинской и Курильской епархии,
в приветственной части своего выступления позвольте выразить благодарность ее устроителям и еще раз поздравить собравшихся с юбилеем островной Епархии и с праздником Вознесения Господня.

Обращая внимание присутствующих на то обстоятельство, что рабочая встреча, посвященная подведению итогов деятельности Русской православной церкви на Сахалинской земле, проходит в дни празднования Церковью события Вознесения  Господа нашего Иисуса Христа, начну свое выступление словами Спасителя, запечатленными в последней главе Евангелия от Матфея и остающимися на все времена Его незыблемым обетованием для верующих и благословением Церкви на ее миссию в мире.

« …шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа…» (Мф. 28:19). Эти слова Спасителя и есть Его завет Церкви. И вот уже две тысячи лет после Вознесения Иисуса Христа Церковь несет свою миссию по словам патриарха Московского и Всея Руси Кирилла: «…умело или неумело, по-разному, но исполняя те обязательства, которые она приняла от Самого Спасителя, проповедуя людям на протяжении двух тысячелетий великую истину о том, что душа человеческая бессмертна, а целью жизни является жизнь вечная» 1.

Представляя островную монашескую обитель – Свято-Покровский града Корсакова мужской монастырь, основной акцент в своем вступлении я перенесу на монашество, как одну из форм церковного служения. Приняв формы строгой организации, определяемой уставом, монашество является высшей формой церковного служения. По слову преподобного Максима Исповедника все христиане призваны «быть и называться Христовыми» 2. Но жить в миру, отвернувшемуся от Христа, сотрясаемому потрясениями, когда по слову апостола Иоанна «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19) и совмещать исполнение заповедей Христовых с попечением о мирской жизни без определенного навыка и наставничества труднодостижимо, поскольку суетность своими заботами о внешнем разрушает непрерывный молитвенный настрой и, таким образом, рассеивается непрестанная память о Боге. Отсюда стремление к уединению от шумной жизни мира. Само появление монашества в мире связано со стремлением части представителей раннехристианских общин сохранить строгую чистоту христианской жизни в условиях количественного роста церкви, приводившей к её обмирщению в следствие сокращения сознательной доли верующих. Первые монашеские общины стали создаваться в IV веке в пустынях Сирии, Египта и Палестины. Иноки стремились жить иначе – равноангельски, подавая тем самым пример оставшимся в миру. Следуя за Христом, соревнуясь в подвигах духовных и преуспевая в стремлении исполнения Его заповедей, подвижники тем самым не только являли пример, но и доказывали возможность совершенствования человеческой природы до таких высот духа, которые в человеческом понимании казались беспрецедентными. Монашество пользовалось таким авторитетом, что к IX веку стало массовым явлением в Византийской церкви.
По оценкам проф.И.М.Андреева в VIII веке число монахов в Византии достигало 100.000 человек 3.
При этом численность населения империи составляла около 7,5 млн.человек 4.
А это значит, что доля монашествующих Византийской церкви в годы ее расцвета составляла в среднем 1,33% от общей численности населения империи, сохраняясь в соотношении на уровне 1 к 75. Иными словами, каждый 75 житель Византийской империи был монахом. Сейчас это кажется практически невероятным. Однако и в современном мире существуют примеры религиозной ревности 5. Так, например, в Таиланде «в 80-е гг XX в. насчитывалось 32 тыс. монастырей, в которых проживало 400 тыс. «постоянных» монахов. Это примерно 3% мужского населения страны, но в иные месяцы монахами временно становятся от 40 до 60% мужчин, включая короля и министров» [С. 154] 6.

В 1985 году численность населения Тайланда составляло около 58 млн. человек 7. Это значит, что каждый 130 гражданин этой страны посвящает себя духовной жизни.

Эти цифры вполне сопоставимы с аналогичной статистикой в Византийской империи, а потому полагаю, что мы можем пользоваться оценкой профессора И.М.Андреева с некоторой оговоркой её приблизительности. Таким образом, нет никаких сомнений в том, что к концу I тысячелетия Византия была подлинно христианским государством, в котором монашество играло выдающуюся роль. «Византийские монахи IX–XII вв. в большинстве своем не только сами достигали всестороннего нравственного совершенства, но и имели весьма большое и в высшей степени благодетельное значение для современной Церкви и общества… Но, несомненно, самую большую заслугу монахов в области религиозной жизни составляет миссионерская их деятельность. Монахи рассматриваемой эпохи усердно занимались проповедью христианского учения среди неверных и обращением их ко Христу. Одни из них прославились миссионерской деятельностью внутри самой Империи, а другие – вне ее» 8 .

Особенное значение монашества для всего церковного Тела в ряду других церковных служений мы начинаем распознавать во взаимосвязи монашества и Церкви. Оказывается, монах не ради себя избирает этот тернистый и полный искушений путь.

От нажитого им духовного богатства будут питаться десятки, сотни и тысячи людей.  Тем самым будет созидаться Тело Христово, но уже не таинствами и научением, как в служении Священства, а примером всей жизни монаха, всего себя отдающего на служение Богу и людям 9 .

Монастыри в мире – это своего рода пограничные кордоны между небом и землёй.

Есть некая иерархическая преемственность, являющаяся, по слову афонских старцев, неким проводником воли Божией в мире людей. Старцы Святой горы Афон говорят кратко: «ангелос – анахаретос; анахаретос – киновиатос; киновиатос – этнос». В переводе с греческого это означает, что ангелы передают волю Бога отшельникам, схимники – монахам общежительным, а последние  – всем остальным…

О высокой миссии монашества для мира можно привести слова монахини IX века преподобной Кассии Константинопольской: «Монах – это всеисторическая книга, одновременно показывающая примеры и учащая» 10.

Нынешняя обращенность монастырей к миру, к проблемам семьи и нравственности исходит именно из этого посыла – нести весть о спасении, помогать людям, но не бежать от мира. Преподобный Силуан Афонский подчеркивал, что «старец – не помощник в браках и разводах, а помощник в Спасении» 11 . Основное служение монашества миру – это молитва.

Сегодня в мире 1540 православных монастырей в 38 странах мира в 15 церковных юрисдикциях, в том числе в Русской Православной Церкви – 944, в Греции – 84 12. Более половины епархий Русской Православной Церкви (184 из 303) находятся в России. В них числится 531 монастыря 13 .

Если представить расположение монастырей Русской Церкви по месту их нахождения и по плотности относительно друг друга по данным, взятым с интерактивной карты Русской Православной Церкви на официальном сайте Московской Патриархии, то схема расположения православных монашеских обителей на карте мира будет выглядеть, как показано на рис.1.

Рис. 1. География православных монашеских обителей на карте мира. Куполами отмечены столицы стран, в которых есть православные монастыри.

 

Не располагая точными цифрами, отражающими количество монашествующих в Русской Церкви в целом на сегодняшний день, мы можем сделать приблизительные оценки на основании данных прошлых лет. Из доклада Патриарха Алексия II следует, что на 1 ноября 2006 года в Русской Православной Церкви: количество монастырей – 708, в том числе мужских – 335, женских – 373. В мужских монастырях совершают свое служение 5920 насельников, в женских – 10072 насельницы 14. Если приведенные цифры свести к среднестатистическому значению, то по самым приблизительным подсчетам раскрывается следующая картина: в 1 мужском монастыре проживает 17 монахов, в 1 женском – 27 монахинь. Однако, следует принимать во внимание, что количество насельников все же зависит от конкретного монастыря. В Троицко-Сергиевой Лавре, например, числится 300 человек, а в Ново-Иерусалимском ставропигиальном мужском монастыре только 7. Тем не менее, приведенная статистика и полученные соотношения за отсутствием новых данных можно использовать для оценки динамики роста и развития монашеских обителей современности. Известно, что к концу 2017 года в Русской Православной Церкви зарегистрировано 944 монастырей, в т.ч. 462 мужских монастыря и 482 женских монастыря 15. Можно предположить, что в мужских монастырях совершают свое служение 462*17 = 7854 монахов, в женских – 482*27 = 13014 монахинь. Следовательно, в 2017 году число насельников монастырей Русской Православной Церкви составляет около 21 тысячи человек, или на территории Российской Федерации – около 12 тысяч монашествующих, если исходить из процентного соотношения по монастырям (531/944).

По данным статистики, в России на начало 2018 года проживает около 146,88 млн.человек 16. Значит, на 276,6 тысяч жителей приходится в среднем 1 монастырь. В Москве с населением 12,5 млн. человек эта цифра выше – на каждые 500 тысяч жителей первопрестольного града приходится 1 монастырь. Но при этом следует помнить, что 15 московских монастырей и 9 монастырских подворий располагаются на территории одного города, в «шаговой доступности», и в окрестностях Москвы есть еще 18 монастырей, прежде всего Свято-Троице Сергиева Лавра 17.

В Сахалинской области проживает около 490 тысяч человек, на острове 1 действующий монастырь – Свято-Покровский мужской монастырь города Корсакова Южно-Сахалинской и Курильской епархии Русской православной церкви.

Сравнивая количественные показатели – соотношение населения к количеству монастырей в отдельной области, например, в Москве, можно увидеть, что Сахалин имеет схожие со столицей показатели – один монастырь на примерно одно и то же количество населения – 490-500 тысяч человек. Однако, это далеко неравнозначный и отнюдь неравноценный показатель, поскольку в Московской епархии общее число монашествующих 2 тысячи человек, а в сахалинском корсаковском монастыре от общего числа насельников, проживающих в Обители, только  трое монахов в священном сане. При этом следует учитывать еще и расстояния, например, от города Южно-Сахалинска до самого северного островного города – Охи (по трассе 834 км.), а также представить транспортную схему (в сравнении с расстоянием и логистикой от Красной Площади до станции Химки 20 км или до Сергиева Посада – 69 км.).

Всего же на территории Дальнего Востока располагается 14 монастырей, один из них – в Корсакове.

На юге Дальнего Востока Россия официально закрепила свое присутствие полтора века назад.

22 сентября 1853 года под слова молитвы «Отче Наш» Геннадий Иванович Невельской поднял флаг, и «Сахалин сделался русским» 18.

Ярким свидетельством о начале православной миссии на островах являются и факты крещения лично Геннадием Невельским местных жителей (гиляков) и теплые воспоминания айнов, сохранивших до конца своей жизни русские имена, несмотря на последовавшие за этим позже усилия японских властей ассимилировать этот народ в свою культуру.

Россия осторожно и последовательно для себя решала территориальный вопрос в 19 веке, который в истории российской дипломатии получил название сахалинского вопроса.

В 20 веке точка в решении сахалинского вопроса была поставлена итогами Второй Мировой войны.

К концу 19 века на Сахалине было 10 православных церквей и 6 часовен 19.

В истории России 20 век отразился тяжким бременем: Русско-японская война с которой он начался, две мировые войны, гражданская война внутри страны, две революции, и, так называемая «холодная» война.

Российский народ вынес на своих плечах и самую страшную войну – войну духовную. В отношении России она продолжается по сей день.

К 1930 году на Сахалине не осталось ни одного храма. В 1993 году Священным Синодом РПЦ была образована Южно-Сахалинская и Курильская епархия.

С 2011 года управляющий Епархией – архиепископ Тихон (Доровских).

На 1 января 2018 года в Епархии клириков 53, из них 11 монашествующих, один мужской монастырь в Корсакове и формирующаяся женская обитель в Березняках.

Свято-Покровский града Корсакова мужской монастырь волею Божией расположился в самом историческом месте города Корсакова. В шаговой доступности от того места, где полтора века назад поднял флаг адмирал Г.И. Невельской сегодня звучит монастырский благовест и отражают солнечный свет монастырские купола. Здесь в 1890 году неоднократно бывал Антон Павлович Чехов, проведя в Корсакове ровно один месяц и один день. Военный городок ВМС СССР со штабом Морских сил, который после освобождения Южного Сахалина в 1945 году дислоцировался на месте бывшего административного здания города Одомари губернаторства Карафуто, в 1991 году перешел к Русской Церкви. С 1999 года здесь располагается монастырь. В следующем году монастырю исполняется 20 лет.

В 2010 Монастырь посетил Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл и сказал следующие замечательные слова:

«Здесь, на берегу мирового океана, на Дальнем Востоке Руси особенно осознаешь значение духовных форпостов, каковыми являются храмы Божии. Храм – это не крепость. У храма нет пушек, храм никому не угрожает, но вместе с тем храм оберегает землю, потому что именно в это место люди приходят для того, чтобы встретиться с Богом. Здесь особенно сильна молитва» 20.

Следует отметить, что за эти 25 лет Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл дважды посетил пределы Южно-Сахалинской и Курильской епархии. «Патриарх действительно выделяет Сахалин и Курилы, и свидетельством этого является тот факт, что он приезжает сюда второй раз», – подчеркнул в своем интервью пресс-секретарь Патриарха священник Александр Волков в сентябре 2016 г 21.

Духовная миссия на островах, начавшаяся полтора века назад и прервавшаяся трагическими событиями в начале 20 века, получила свое развитие в новом формате – 25 лет назад, когда официально была образована Южно-Сахалинская и Курильская епархия.

Мир, в котором мы живём, сотрясаемый всякими потрясениями, от того, что забыл Христа, отвернулся от Него, все же должен преобразиться силой Божией и нашим, в том числе, подвигом (участием в его изменении) каким бы малым и скромным этот подвиг ни являлся и на каком бы месте ни судил нам Господь трудиться.

Православная церковь, во исполнение завета Спасителя, две тысячи лет неся свет просвещения народам мира, располагает развитым институтом монашества.

Сегодня, и это невозможно не признать, сложились все объективные и исторически обусловленные предпосылки к тому, чтобы монашеское служение на островной сахалинской земле получило своё дальнейшее развитие чтобы, продолжая миссию Церкви,  нести свет просвещения миру.

В этой связи, начиная с 2012 года, нами последовательно разрабатывался и был представлен на разные уровни власти – муниципальной, областной и государственной Проект развития Монастырского комплекса как часть общей концепции Русского Исторического Центра. Идея РИЦ неоднократно упоминалась на конференциях и в СМИ (интернет-ресурсах, газетах, журналах и в спецвыпуске журнала ФОМА «Малые города – герои России» за 2015 год).

В своих обращениях мы выражали открытость к участию в развитии проекта третьих лиц и подчеркивали свою готовность к диалогу по этому проекту со всеми заинтересованными и добросовестными партнерами.

Доминирующим элементом в общей концепции масштабного проекта развития северной части Корсакова является Монастырь, как неотъемлемая часть исторического центра старейшего на острове города.

В концепцию архитектурной идеи развития будущего Монастырского комплекса по замыслу разработчиков (Гильдия храмоздателей – Москва) органично встроен ряд композиционных объектов, направленных на существенное восполнение социально-значимой культурной и духовной миссии Церкви на островах, имеющих безусловную патриотическую направленность, не только исторически обусловленную и ставшую традиционной для российских монастырей в деле их общественного служения, но имеющую первостепенное значение в современной геополитической ситуации для России.

Принимая во внимание все вышеизложенное, признавая как факт, что на сегодняшний день сложились все объективные, исторически обусловленные предпосылки к тому, чтобы на сахалинской земле монашеское служение, как вполне определенный  и закономерный итог миссии Церкви на островах, получило своё дальнейшее развитие, прошу внести в итоговую резолюцию IX региональной научно-практической конференции «Сахалинские Кирилло‐Мефодиевские чтения: к 25-летию Южно‐Сахалинской и Курильской епархии» 17–18 мая 2018 года в г. Южно‐Сахалинске, следующее предложение:

Направить для ознакомления в Правительство Сахалинской области идею масштабного проекта развития исторической части города Корсакова, включающего Монастырский комплекс и ряд композиционных объектов, патриотической направленности, подчеркивающих российское освоение острова, и являющую собой в целом монументальное выражение исторической памяти.

Свой доклад мне бы хотелось закончить словами церковного песнопения, посвященного празднику Вознесения Господня: Еже о нас исполнив смотрение, и  яже  на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы 22.

 

Благодарю за внимание.

 

С визуальной презентацией пленарного доклада можно ознакомиться здесь

Доклад на Кирилло-Мефодиевских чтениях

Notes:

  1. Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Воскресенском войсковом соборе станицы Старочеркасская. // Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. – 14.10.2015. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/4244352.html (дата обращения: 16.05.2018).
  2. Преподобный Максим Исповедник. Мистагогия // Православная энциклопедия «Азбука веры» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/mistagogiya/. — Дата доступа: 16.05.2018.
  3. Шмеман А., протоиерей. Исторический путь православия. / Протоиерей Александр Шмеман. // Православная энциклопедия «Азбука веры» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/istoricheskij-put-pravoslavija/5. — Дата доступа: 16.05.2018.
  4. Колташов В.Г. Византийская армия IV-XIII веков. / Колташов Василий Георгиевич. // Большая онлайн библиотека e-Reading [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php/100508/39/Koltashov_-_Vizantiiiskaya_armiya_IV-XIII_vekov..html. — Дата доступа: 16.05.2018.
  5. к сожалению, в нехристианских религиях – Авт.
  6. Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм: энциклопедический словарь. / В.П. Андросов. – М., «Ориенталия», 2011. – 448 с.
  7. Численность населения стран в 1980–2016 гг. // Сайт «Шведский язык и Швеция». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svspb.net/danmark/naselenie-stran.php. — Дата доступа: 16.05.2018.
  8. Соколов И.И., профессор. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204). / Профессор Иван Иванович Соколов. // Православная энциклопедия «Азбука веры» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/sostojanie-monashestva-v-vizantijskoj-tserkvi-s-serediny-9-do-nachala-13-veka-842-1204/2. — Дата доступа: 16.05.2018.
  9. Илларион (Алфеев), митрополит. Значение монашества для современного Православия. / Митрополит Иларион Волоколамский. // Официальный сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. – 19.10.2010. – Режим доступа: http://monasterium.ru/publikatsii/doklady/429-znachenie-monashestva-dlya-sovremennogo-pravoslaviya/. — Дата доступа: 16.05.2018.
  10. Дионисий (Шлёнов), игумен. Чтецы и монахи в Византии и их отношение к добродетели чтения. Доклад на Покровской конференции, посвященной теме: «Ученое монашество в прошлом и настоящем» в Московской духовной академии. [видеозапись] / игумен Дионисий (Шлёнов). // YouTube. – 24.10.2017. – Режим доступа: https://www.youtubesubsearch.com/videos/EuFOr-OD0KI/2-Игумен-Дионисий-(Шлёнов)-Чтецы-и-монахи-в-Византии-и-их-отношение-к-добродетели-чтения-. – Дата доступа: 16.05.2018.
  11. Симон (Безкровный), иеромонах. О духовниках истинных и ложных. / Иеромонах Симон (Безкровный). // Портал «Православие и мир» [Электронный ресурс]. – 07.08.2012. – Режим доступа: https://www.pravmir.ru/o-duxovnikax-istinnyx-i-lozhnyx/. — Дата доступа: 16.05.2018.
  12. Подсчеты по данным официального сайта Элладской Православной Церкви – Режим доступа: http://www.ecclesia.gr/English/EnDioceses/EnDioceses.asp. — Дата доступа: 16.05.2018.
  13. Подсчеты по данным официального сайта Русской Православной Церкви – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/organizations/30968. — Дата доступа: 16.05.2018.
  14. На заседании Священного Синода Святейший Патриарх Алексий огласил статистические данные по Русской Православной Церкви. // Архив официального сайта Московского Патриархата 1997 – 2009 [Электронный ресурс]. – 27.12.2006. – Режим доступа: https://mospat.ru/archive/2006/12/34507/. — Дата доступа: 16.05.2018.
  15. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (29 ноября ― 2 декабря 2017 года). // Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. – 29.11.2017. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/5072994.html. — Дата доступа: 16.05.2018.
  16. Население субъектов Российской Федерации. // Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_субъектов_Российской_Федерации. – Дата доступа: 16.05.2018.
  17. Подсчеты по данным официального сайта Русской Православной Церкви – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/organizations/30968. — Дата доступа: 16.05.2018.
  18. Н. В. Буссе. Остров Сахалин и экспедиция 1853—54 гг. — СПб., 1872. — С. 28. // Президентская библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.prlib.ru/item/435039. — Дата доступа: 16.05.2018.
  19. Костанов А.И. Русская Православная Церковь на Сахалине и Курильских островах: Ист. очерк. / Александр Иванович Костанов. // Южно–Сахалинск. — 1992. — 78 с.
  20. Слово Святейшего Патриарха Кирилла при посещении Свято-Покровского монастыря в городе Корсакове // Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. – 21.09.2010. – Режим доступа: http://http://www.patriarchia.ru/db/print/1280300.html – Дата доступа: 16.05.2018.
  21. Интервью пресс‐секретаря накануне визита Святейшего. // Официальный сайт Южно-Сахалинской и Курильской епархии. – Режим доступа: https://pravosakh.ru/news/post/6091/. – Дата доступа: 16.05.2018.
  22. Кондак праздника Вознесения Господня