Святая Русь в искусстве XX века

Поиски архетипического образа Святой Руси и русского народа находят отображение в творчестве русских писателей и художников.

Так, тема народного богоискательства, поиска дороги к Богу всех страждущих и алчущих духовного просветления и упокоения становится главным мотивом творчества М.В. Нестерова.
Художник, словно пребывая в постоянном поиске ответа на вопрос – что является образцом религиозных исканий русского народа – видел душу русской нации в религиозности русского народа, в идее соборности, в экзальтированной духовности, отвергающей всё земное, в вечном томлении духа, запертого в земную оболочку, и отображал это видение в своих произведениях.
Оставляя за рамками вопрос: «сделался ли сам художник духовидцем…», всмотримся в его произведения, названия полотен которых «Христова невеста», «Святая Русь», «На Руси (Душа народа)» – они говорят сами за себя.

Тесно перекликаясь с творчеством М.В. Нестерова, отвечая на тот же животрепещущий вопрос, стихотворения нашего современника, талантливого поэта иеромонаха Романа (Матюшина) передают отзвуки древней христианской поэзии и русской классики, народные мотивы и очень современный, живой и понятный взгляд автора на мир.

«Русь называют святою
Поле, да лес, да вода…
…Разрезал небо пополам
Закат багряной полосою
И над Российскою землею
Свет тихой славы воссиял…»


Для многих своих стихотворений отец Роман написал замечательную музыку. Стихи и песни отца Романа приводят к вере множество людей.

«Как мало нужно человеку
Покой душе.
И чтобы малость
Небесным светом озарялась.
Как мало нужно человеку! –
Безмолвие.
И чтобы малость
В Любви Христовой растворялась.
Как много нужно человеку –
Познать себя.
И эта многость –
Не наша святость,
а убогость».

История весьма красноречиво говорит о том, что русский народ жил в обстановке столетиями непрекращающейся войны всех против всех, сохраняя при этом в душе таинственную, сокровенную глубину – источник его творческих и духовных сил.

«…Восхити мне душу благовестом,
Покрести уверенной рукой.
Где ты Русь – пречистая невеста?
Где твой вечный, неземной покой?
Я молитв ищу твоих стремнину,
Верой освященные пути,
Прохожу бескрайние равнины,
И не знаю, где тебя найти».

В русских избах и домах (в отличие от императорских дворцов), словно мистическая броня, от пола до потолка висели иконы. Ренессанс не проник в ум и душу народа. И дело здесь не в образовании.
Отсюда и эти строки поэта:
«Ты ушла от нас в иконы,
За оклады и киоты
В избах – в красные углы,
В потаенные скиты…»

Известный русский писатель и публицист И.А.Ильин писал:
«У каждого народа есть в душе таинственная, сокровенная глубина – источник его творчества и его духовных сил. Эта глубина таинственная и по происхождению своему, и по содержанию. Обычно люди не замечают её – они просто живут ею, как если бы она была незримым для них воздухом их дыхания, или неосязаемым внутренне излучающимся из них светом их жизни. И, может быть, даже это не они живут ею, а она живет ими, дышит, поёт, стонет, скорбит, мучится и созидает через них…
Эта глубина недоступна рассудку. Для него она закрыта мглою настолько, что он обычно не знает о ней ничего, и когда слышит о ней, то изумляется и отрицает её бытие. А между она-то и есть самое существенное в жизни человека»…

Душа народа это всегда тайна. Но к каждой тайне есть свой ключ. И основа подлинно русской глубины души и генетической памяти народа, как и сама перспектива его развития – это переосмысление образцов поистине великих веков в истории России. Наше прошлое – это не удел учебников истории, это материал для понимания сегодняшнего дня. Троица Рублева – это не икона прошлого, а символ нашего будущего.

По словам Алексея Толстого: «Идеал наш сзади, а не впереди».
Иными словами – в прошлом ключ нашего будущего. Только в нем. А если прошлое наше умерло, то и будущего у нас нет.

Великая тайна Святой Руси появилась не потому что все русские поголовно были святые, а потому что общепризнанным идеалом народа, мерилом, по которому каждый определял самого себя, была святость во Христе.