Биография Св.Серафима Саровского

Краткая биография
Преподобного Серафима Саровского
по документам архивов

19 июля 1754 года в семье богатого курского купца родился Прохор Мошнин – в иночестве Серафим.

20 ноября 1778 года Прохор ступил за стены Саровского монастыря.

С 1782 года Прохор несет в обители послушание столяра.

13 февраля 1785 года Прохор Мошнин получил Свидетельство об окончательном увольнении из городского общества (из купеческого сословия) при поступлении в монашество (в духовное сословие). Духовный регламент дозволял постригать мужчин не ранее тридцатилетнего возраста.

19 марта 1785 года Прохор пострижен в рясофор с наречением имени Серафим.

13 августа 1786 года — пострижение рясофорного послушника Серафима в монашество. При пострижении оставлено имя Серафим.

27 октября 1786 года отец Серафим был посвящён в иеродиаконы (в 32 года).

2 сентября 1793 года иеродиакон Серафим был произведён в иеромонахи (в 39 лет).


20 ноября 1794 года
после смерти настоятеля обители Пахомия (6 ноября 1794) в возрасте 40 лет отец Серафим удалился в пустынную келлию.

Для безпрепятственнаго проживания в ней ему выдавался за подписанием строителя Исайи билет, один экземпляр которого еще до селе сохраняется в Саровской обители. Вот текст билета:
«Объявитель сего, Саровской пустыни иеромонах Серафим, уволен для пребывания в пустыни в своей даче; по неспособности его в обществе, за болезнию и по усердию, после многолетняго искушения в той обители и в пустынь уволен, единственно для спокойствия духа Бога ради, и с данным ему правилом, согласно святых отец положениям, и впредь ему никому не препятствовать пребывание иметь в оном месте и оное утверждаю — строитель иеромонах Исайя…».

Дальняя пустынька находилась в пяти или шести километрах от монастыря. Она состояла из одной комнаты и сеней. Согласно Левицкому, люк в полу открывал вход в подпол, где преподобный укрывался, если хотел избежать встречи с посетителями. Одна колода служила ему столом, другая – сидением.

Отец Серафим с января 1796 года по болезни не участвует в священнослужении, а с сентября 1796 и до дня своей кончины он уже числился в списках монашествующих, находящихся в монастырской больнице.
С того дня, как преподобный стал отшельником, он уже, видимо, никогда сам не служил или не сослужил литургию, по крайней мере при настоятельстве Исайи. До этого он ежедневно и почти непрерывно служил в течение 5 лет и 9 месяцев начиная со времени своего посвящения в дьяконы до рукоположения в священники и еще в течение года, протекшего после его рукоположения до начала отшельнической жизни.
Отец Серафим в своей пустынной келье принимает для назидания монастырскую братию.

Однажды преп. Серафима придавило срубленное им дерево, и с тех пор он не мог распрямлять спину.

12 сентября 1804 года – это день нападения на старца Серафима крестьян из ближайшего села Кременки. После покушения на его жизнь он ходил лишь опираясь на палку или топорик. До настоящего времени архивы Саранска, Нижнего Новгорода и Арзамаса ни одним словом не дали подтверждения известному в народе факту, хотя монастырские дела пестрят заголовками о нападении крестьян окрестных сел и деревень на монахов и владения Саровской пустыни то в одном, то в другом месте. В основном это были браконьерские набеги на мед, дичь, рыбу, водившуюся во владениях монастыря, или порубка леса. Нередки были стычки между монашествующими и крестьянами, но грабежи были единичны и совершались пришлыми людьми. Объяснить отсутствие доказательств этого нападения пока невозможно, точно так же, как и точную его датировку.

16 января 1806 года умирает казначей пустыни иеромонах Киприан. Спустя две недели, 31 января, на его место братия избирает духовника монастыря – отца Нифонта.

В 1806 году Исайя сложил с себя обязанности настоятеля, а на его место был избран Нифонт. Будучи слишком слабым, чтобы самому посетить преп. Серафима в его пустыньке, Исайя просил монахов отвезти его в тележке. 4 декабря 1807 года иеромонах Исайя умирает.

В 1807 году преподобный стал «молчальником»: закрыл дверь для посетителей, а если встречал кого-нибудь в лесу, то падал ниц на землю и оставался в таком положении, пока встречный не удалялся. По воскресеньям, особенно зимой, когда он не мог прокормиться плодами со своего огорода, послушник приносил ему хлеб и капусту. Это еженедельное посещение проходило в полном молчании.

Он «безмолвствовал в продолжение трех лет и некоторое время перестал посещать обитель» (точнее, с 4 декабря 1807 по 8 мая 1810 года). Должны были найтись весьма веские причины, чтобы преп. Серафим перестал приходить в монастырь, ибо всю свою жизнь он был предан общине.

В апреле 1810 года игумен Нифонт созвал монастырский собор, на котором было решено предложить преподобному возобновить посещение монастыря по воскресеньям, если это ему по силам, или в противном случае окончательно вернуться в монастырскую келью. В «Житии» об этом событии рассказывается кратко: «Вот строитель сзывает монастырский собор из старших иеромонахов и вопрос о причащении о. Серафима предлагает на рассуждение».

Саровским отшельникам не вменялось в обязанность участие в воскресной литургии и еженедельное принятие Святого Причастия. Никого нельзя было заставить причащаться более одного раза в год. Монахи и наиболее набожные миряне причащались обычно четыре раза в год. В биографиях самых ревностных монахов указывается, что они причащались один, иногда два раза в месяц. С большей легкостью это дозволялось монахам-схимникам, но преп. Серафим так и не был допущен к схиме и, несомненно, не стремился к ней, ибо это потребовало бы от него более замкнутой жизни. Всякий раз, когда преп. Серафим бывал на литургии, ему позволяли причащаться в виде особого исключения, и это свидетельство авторитета, которым он пользовался до избрания игуменом Нифонта. Сам он не дерзнул вменить дивеевским сестрам в обязанность причащаться более шестнадцати раз в год, добавив лишь, что, чем больше причащаешься, тем лучше. Так что, как ни странен был предлог, использованный игуменом Нифонтом для возвращения преп. Серафима под кров монастыря, он был и не менее ловок в том смысле, что выставлял игумена Нифонта в лучшем свете, в то же время вынуждая преп. Серафима молчать. Чернец, носивший о. Серафиму пищу, передал о решении собора, как ему было велено, но старец ничего не ответил. Тогда игумен через неделю отправил его повторно.

8 мая 1810 года отец Серафим вернулся в стены монастыря и сразу ушёл в затвор.
Одной из причин, побудивших его к полному затвору, было опасение невольно оказаться во главе оппозиционной игумену группы монахов.
«Братство саровское … к сожалению, делилось на несколько партий: была партия игуменская, была партия казначейская, были и другие партии. Сближение с лицом одной партии навлекало неприязнь лиц, принадлежавших к другой партии». Явно одно: «партии отца Серафима» не существовало, старец не участвовал ни в каких заговорах и склоках». Несмотря на такую отстраненность, ему приходилось страдать от злословия, притеснений и даже насилия, особенно после 1822 года, когда он взял под свою опеку дивеевских монахинь.
Для преп. Серафима, к которому приходили за советом из всех уголков России, жизнь среди братии была с 1810 года исполнена унижений и даже бесчестья. Так, его обвиняли в краже леса и распутстве; он изо всех сил старался скрыть этот скандал. Второе расследование вел лично Исайя II; как «казначей» он ответствен также и за первое.


О годах, проведенных преп. Серафимом в затворе, ничего не известно, если не считать весьма яркого штриха: усердно изучая Священное Писание, он читал его и в затворе, но вслух, так что его было слышно снаружи. Можно предположить, что он делал это, борясь с рассеянностью, но он не только читал таким способом Евангелия и Деяния Апостольские, но и толковал их, и многие приходили послушать его слова для поучения. Очевидно, он размышлял вслух не ради самого себя – это была возможность продолжать старческое попечение о братии без риска обратить часть братии против настоятеля, ибо слушатели оставались наедине с собственной совестью.

Недавно в опубликованных записках Николая Александровича Мотовилова обнаружена интересная … запись: «Я, Ваше Боголюбие, — обращается старец Серафим к Мотовилову, — плохо учен грамоте, так что с трудом подписываю мое имя, а грамматике и вовсе не учился, однако же читаю не только по церковной, но и по гражданской печати борзо и так скоро, что книги по две или по три мог прочитывать и прочитывал в сутки. А память такую имею от Господа мне данную, что, пожалуй, могу вам от доски до доски все наизусть прочитать — такую сильную память Господь Бог мне изволил пожаловать. Так я хотя и плохо учился грамоте, а грамматике и вовсе не учился, но знаю очень много и более многих ученых мужей, потому что много тысяч книг содержу в свежей памяти, да и даром премудрости и рассуждения, свыше от Него подаваемого, Господь Бог после всех страданий, что я ради имени Его Святого в жизни моей претерпел, меня обильным благословить изволил. Я вашему Боголюбию скажу просто, почти наперечет, сколько и где я книг перечитал, чтобы вы и сами видеть могли, что я в Писании Церковном и светском силен таки довольно. В нашей Саровской библиотеке, мню я, тысяч пять с половиною будет экземпляров, а в иных, как, например, в Ролленевой истории, перевод Третьяковского тридцать томов. И я всю нашу библиотеку прочитал, так что даже и книги о системах миров и даже Алкаран Магометов, и другие подобные книги читал. В иных книгах, вот, например, у Третьяковского, тяжел язык, но я смысла добивался, мне хотелось все узнать, что на земле делается и что человеку Бог на веку своем узнать допустил, потому что подобает и ереси знать, да их не творить, и сам Господь говорит в Библии: Егда умножится ведение, тогда откроются тайны; у господина Соловцева — две тысячи пятьсот книг русских, и их прочитал все до одной; у Аргамакова господина — тысячи полторы книг, и его библиотеку всю прочитал; у княжен Бибичевых — они благодетельствуют же Саровской пустыни — и их книги все прочитал; у братий и отцов святых нашей обители у кого тридцать, у кого семьдесят все брал на прочтение и все прочитал.
Неудержимая, ваше Боголюбие, была у меня охота к чтению, и все эти книги прочитал, духовные и светские, и все хорошо обсудил, потому что я не столько читал, сколько рассуждал о прочитанном и все соображал, что и как получше бы для Богоугождения сделать. Ну, так вот я вам в подробности сказываю, что уже не знаю, кто еще на русском языке, по церковной и гражданской печати, так много читал. И это не велехвалясь говорю, а чтобы вы знали твердо, что я много на земле сущего знаю, а Бог и недоведомые тайны Свои сверх того открывает, как и о вашей жизни открыл».

Первые годы отец Серафим жил строгой затворнической жизнью, начатой на Дальней пустыни. Но такое грозное событие, как вторжение французской армии в пределы России, не оставило отца Серафима безучастным наблюдателем. Саровская пустынь предоставила приют и пропитание многим беженцам из оккупированных областей и Москвы.

С конца 1813 года старец Серафим стал принимать в келье посетителей.
Он был вынужден это сделать после следующего случая. В одно из посещений епископ Тамбовский Иона, желая видеть старца, пришел к его келии, но тот не нарушил своего молчания и затвора. И тогда строитель Нифонт предложил снять двери с крюков, но преосвященный Иона не согласился на это, говоря: «как бы не погрешить нам».

Через неделю после этого случая в Саров прибыл тамбовский губернатор Александр Безобразов с женой. Оба пожелали принять благословение святого подвижника. Когда супруги подошли к келии, «старец сам отворил первым им двери своего затвора». Можно предположить, что в противном случае игумен Нифонт выполнил бы свое давешнее намерение.

Сообщения, согласно которым он с 1815 по 1820 год принимал посетителей, не говоря им ни слова, исходят, вероятно, от некоторых монахов, приходивших к нему из любопытства, возможно и недоброжелательного.

Весной 1818 года игумен Нифонт и еще 13 иеромонахов были награждены наперсными крестами в честь победы над французской армией.
В наградном списке присутствовало и имя старца Серафима. Крест 1812 года можно назвать одним из первых, который черное духовенство могло открыто носить поверх одежды.
Во времена Прохора-Серафима поверх одежды наперсный крест могли носить только епископы и юродивые. В 1794 году император Павел впервые установил законное право ношения серебряного позолоченного креста с распятием для белого духовенства (протоиереев и священников).
Высота наперсного креста 1812 года составляла 8 сантиметров, ширина — 4,5 сантиметра. Выполнен он был из меди, выглядит скромно, точнее повседневно: в перекрестье на лицевой стороне изображено «всевидящее око» с лучезарным сиянием и дата «1812 год». На оборотной стороне написано: «Не нам, не нам, а имени Твоему».


В 1821 году преп. Серафим совершил первое чудесное исцеление.

Каковы бы ни были обстоятельства, позволившие ему возобновить прием паломников, игумен Нифонт по-прежнему не доверял ему и не позволял покидать монастырь вплоть до того дня, когда по будням он стал проводить дневное время в ближней пустыньке.

25 ноября 1825 года старец вышел из затворничества в келье. Ближняя пустынка существовала не один десяток лет и располагалась в двух верстах от монастыря на высоком правом берегу реки Саровки, неподалеку от источника, называвшегося Богословским, впоследствии переименованного в источник отца Серафима. Преп. Серафим всю жизнь был очень активен; он всегда понуждал себя к значительным физическим нагрузкам, к которым до самого конца добавлял и практику умерщвления плоти: отправляясь в ближнюю пустыньку и возвращаясь оттуда (два с половиной километра), он надевал на спину котомку с камнями и нередко не снимал ее даже во время работы на огороде.

В течение последних семи лет жизни старец проводил дневное время в пустыньке, а вечером, повинуясь указанию игумена, возвращался для короткого сна в монастырскую келью. По воскресеньям он посещал не собор, где собиралась братия, а больничную церковь.

2 января 1833 года земной путь старца Серафима закончился в возрасте 78 лет.

За неделю до кончины преп. Серафима игумен Нифонт отслужил литургию, на которой старец причастился, простился с ним и с братьями и выступил заступником за самых смиренных братьев.

Следует отметить, что при погребении его не произносились славословия, хотя к тому времени он давно уже был одним из наиболее заметных монахов.

Ещё при жизни батюшка Серафим стяжал всенародную любовь и веру в силу своих молитв. А после смерти старца в 1833 году началось массовое паломничество к его могиле. Тысячи людей притекали к Серафиму Саровскому, чтобы найти утешение в горе, попросить совета, поблагодарить за помощь. Его рисованные портреты использовались как иконы. Однако вопрос о канонизации подвижника решался почти 70 лет.

Главным противником канонизации Серафима Саровского стал Святейший Синод, во главе с обер-прокурором Константином Победоносцевым. Результаты работы следственной комиссии, изучавшей случаи исцелений по молитвам отца Серафима, надолго застряли в кабинетах Синода.

Вероятно, такое отношение к преподобному объясняется тем, что в те годы по России ходило множество апокрифов, приписывающих преп. Серафиму полное презрение к епископской власти. С.Нилус позднее обнародовал одну из таких «великих дивеевских тайн»: в конце времен епископы утратят веру в самые основные догматы, преп. Серафим воскреснет для проповеди покаяния и снова умрет.

Епископы в самом деле были обеспокоены не совсем обычным для монаха образом жизни преп. Серафима. В Саровских архивах сохранился черновик ответа игумена Нифонта на секретный запрос Тамбовской канцелярии…

Безусловно, епископам приходилось проводить расследования по поводу преп. Серафима. Они вынуждены были проверять обвинения в его адрес со стороны монахов.

Первой причиной разногласий между преп. Серафимом и братией было его старчество. Заметим, что если бы посещение лиц «обоего пола» и вправду нарушало монастырский устав, то элементарные основы аскезы вынуждали бы преп. Серафима не доверять откровениям, побуждавшим его к непослушанию. К тому же ссылка игумена Исайи на древние монастырские правила была лицемерной, поскольку другой причиной разногласий между преп. Серафимом и братией было … именно удаление от древнего монастырского устава. И когда преп. Серафим с 25 мая 1825 года стал проводить дневные часы в пустыньке, по воскресеньям принимая Святое Причастие в келье, он, конечно, поступал так для того, чтобы сохранить мир и сделать менее заметным приток посетителей. Но вскоре он получил запрет из Тамбовской канцелярии на принятие Святого Причастия в келье, и произошло то, чего он стремился избежать: к великому неудовольствию братии его возвращение из церкви превращалось в многолюдное шествие, сдерживаемое толпой посетителей, желавших увидеть его поближе, а сам он шел, не поднимая глаз и будто никого не замечая. Очевидно, указ этот вышел благодаря ходатайству монахов.

Вторая причина разногласий между преп. Серафимом и братией упоминается Муравьевым в письме оберпрокурору Св. Синода от октября 1866 года, о содержании которого он рассказал П. С. Казанскому. Он напоминал оберпрокурору, что «Серафим слагал свой клобук, что может повториться»… Клобук является отличительным знаком принесшего обеты монаха. Говоря о «слагании клобука», Казанский употребляет несовершенную форму глагола. Очевидно, речь идет о том, что преп. Серафим, не отказываясь совершенно от монашеского облачения, носил его лишь в редких случаях. Сама лаконичность этого намека свидетельствует об общеизвестности факта и объясняет, почему преп. Серафим был канонизирован так поздно. Преп. Серафим указывал на свое отдаление от братии с помощью одежды. Монашескую мантию он носил, но вместо черной рясы надевал крестьянское белое платье и обувь.

Преп. Серафим на прижизненных портретах изображен не только без клобука, но и с непокрытой головой, что было неприемлемо с точки зрения церковных традиций, и без наперсного креста, но в монашеской мантии. Но нем епитрахиль и поручи, ибо он, по своему обыкновению, всегда был готов принять исповеди посетителей.

Хотя дело преп. Серафима и память о нем пострадали из-за придворных интриг, следует заметить, что личное участие царей Александра II и Николая II сначала спасло его дело, а затем способствовало его прославлению.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Преподобный Серафим: Саров и Дивеево : Исслед. и материалы : [Пер. с фр.] / Протоиерей Всеволод Рошко. — М. : Sam and Sam, 1994. — Режим доступа : https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovskij/prepodobnyj-serafim-sarov-i-diveevo/. – Дата доступа : 11.12.2020.

2. Серафим Саровский / Валентин Степашкин. — М.: Молодая гвардия, 2018.— (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1686). — Режим доступа : https://predanie.ru/stepashkin-valentin-aleksandrovich/serafim-sarovskiy/chitat/. – Дата доступа : 11.12.2020.